страницы странствующего (i_petri) wrote,
страницы странствующего
i_petri

Поход по Сванетии без рюкзаков летом 2018

Долгое время я сам ходил и группы водил только в "настоящие" походы. Палатки, костры, тяжелые рюкзаки, романтика.
Сейчас наступает другое время, открываются новые возможности, появляются новые тренды.
Отечественный туризм держит нос по ветру мировых веяний и у нас все больше распространяется треккинг - более простые варианты походов с комфортными ночевками.
В домиках либо на турбазах, сон в кроватях, жилье с удобствами и с душем, а иногда и с питанием.

Физически это примерно в два-три раза легче, но, конечно, в ущерб привычной походной романтике.
Все-таки чем-то надо платить за комфорт.

Зато если вы по каким-то причинам не можете носить тяжести - протрузии либо грыжи в межпозвоночных дисках,
теперь есть возможность продолжить путешествовать по горам. В лайт-версии.

Этим летом я провел несколько таких лакшери-походов, и расскажу как все происходит.

Дорога в Верхнюю Сванетию более 20 км проходит по берегу Ингурского водохранилища.
Примерно 90% туристов торопятся, чтобы съеэкономить время и не заезжают на плотину. А зря!
Ингурская ГЭС самая большая на Кавказе. Высота плотины 271,5 м, длина 728 метров.

Гидроэлектростанция с 1992 года используется совместно Грузией и Абхазией. Плотина расположена на территории Грузии, потом идет 15-ти киллометровый тоннель. Выходит он уже в Абхазии. Там же находятся турбины.
Грузия берет 60% электроэнергии и 40% использует Абхазия.

Википедия: "Является второй по высоте (после каменно-набросной плотины Нурекской ГЭС) плотиной на территории бывшего СССР и 6-й по высоте плотиной мира. Плотина состоит из пробки высотой 50 м и собственно арочной плотины. Толщина плотины на уровне верха пробки — 52 м, на отметке гребня — 10 м. В теле плотины расположено семь водосбросных отверстий диаметром 5 м, используемых для холостого сброса воды; кроме того, на гребне плотины имеется 12 полупролётов шириной по 3,5 м и глубиной 9,6 м, рассчитанных на пропуск до 2700 м³/сек воды."

Ну и само место просто очень красивое.

Виды по долине реки Ингури с прилегающими долинами и вовсе сногсшибательны!
Вот взять одну из красивейших и труднодоступных гор Сванетии - Ушбу. На фото одна из ее вершин утопает в облаках.

Выбирая себе тур в Верхнюю Сванетию, обращайте внимание на способ доставки.
Если в программе прописан микроавтобус Тбилиси - Местия, переезд вам врядли понравится. Ведь это утомительная езда 10 часов сидя на попе ровно.

Вариант поезд-маршрутка в два раза удобнее. Однако, если маршрутка рейсовая - водитель будет гнать по серпантину, проезжая мимо всех смотровых, подвесных мостов и водопадов.
Про Ингури-ГЭС понятно, что не заедет.

Есть еще самолеты Тбилиси - Местия, но это лотерея, все зависит от погоды. И минус красивая дорога.
Так что второй вариант самый приемлемый, на мой взгляд.

Итак, добрались в Сванетию.
По приезду мы заселяемся в гостевой дом и сразу отправляемся размять ноги. Так начинается наш трекинг.
На привалах пока все отдыхают - я что-то рассказываю. Историй у меня скопилось за 30 лет путешествий ого сколько!

В одном из вариантов трекинга без рюкзаков мы забираемся к озеру с видом на все 360 градусов.
Людей тут редко встретишь, иногда только пастухов.

Домики на фото ниже называются летники. Там пастухи пережидают непогоду и делают из молока сыр.

В июле-августе живность уходит еще выше за самой сочной травой.

В прошлом году такой маркировки не было, сейчас появились указатели. А место это мне лет пять назад показали местные  сваны. Наш водитель Мевлуди собрал несколько родственников, человек шесть местной молодежи и вместе мы забрались на этот хребет. С тех пор вожу туда группы. Прекрасные виды!

На следующий день мы отправляемся в Местию - административный центр Верхней Сванетии.
Фишка региона - сванские башни. Фишка похода - забраться на крышу. Страшно - не то слово! Ни перил, ни ограждений.
Подставляешь себя солнцу, ветру, ощущаешь близкую опасность и ловишь кайф!

Кругом башни, домики и горы на горизонте.

Осмотрев центр и прикупив сувениров отправляемся в путь. Поднимаемся по хребту в сторону красивейшей горы - Тетнульд.
Идем по только что построенной горнолыжной трассе. Всего год, как работает.
Пока открыли одну линию, в планах сделать еще несколько трасс.

Наконец сворачиваем с дороги и окунаемся в природу.
Наш тур только называется "без рюкзаков". На самом деле свои вещи несем сами.
Это конечно не 70-100 литровые рюкзаки по 15-25 кг, но свою десяточку каждый тянет.
Фотографы, конечно, больше. Штативы - объективы.

Красавец - Тетнульд. Высота 4869 метров.
А мы любуемся с 2400.

Наконец подходим к селению Адиши. Удаленное и труднодоступное, с плохой дорогой и двадцатью домами.
Выглядит очень колоритно.

Тут и ночуем. Условия довольно спартанские, поскольку жители начали возвращаться в оставленные дома 2-3 года назад, с увеличением потока туристов. Посетить душ - удача. Особенно когда группа большая. Из плюсов: есть кровати и кормят вкусно.

На утро запланирован подвиг. Переход реки вброд.
В мае тут лежит снег. В июне воды не много. А вот к августу ледник уже хорошо тает и уровень поднимается.

Если уровень высокий, берем лошадей и переправляемся верхом.
Стоит удовольствие 10 грузинских лари с человека, что примерно равняется 250 российским рублям.
Тут я утопил свой айфон, поэтому делюсь фотографиями Натальи. Благодарю, Наташ! Кроме плюса в карму
с меня подарочек! ))

Затем совершаем подвиг №2 - покорение перевала.
Такое дело надо подсластить - кормлю народ шоколадом и в путь.
Заметили оранжевые банданы? Такие подарки дарит Клуб Путешествий Оранжевый Кед!
Отличный клуб, кстати! Много путешествий в разные горы по всему миру. Рекомендую.
Я уже семь лет имею радость быть инструктором этого клуба.

С перевала Чхутниери высотой 2722 м открываются виды на Безенгийскую стену - самый красивый участок Главного Кавказского хребта.

А мы спускаемся в соседнюю долину. Долину Халде. По пути пребываем в восторге от окружающих гор, наползающих облаков, меняющих пейзаж от реального до волшебного.

Сегодня у нас ночевка в общине Ипрали. И общая фоточка с принимающей нас семьёй.
В этом доме один из молодых парней называет меня "господин Пётр". Представляете?
Это настолько непривычно слышать, что я просто теряюсь. Но надо соответствовать ))

Следующий день проходит по красивым склонам хребта. Путь не долгий, примерно девять километров.
До общины Ушгули добираемся после обеденного перекуса.

Община Ушгули состоит из четырех поселков. Мы много лет подряд выбираем самый красивый - Чажаши. Тут внешний вид домов сохранен и запрещено использовать новые материалы, меняющие исторический облик. Очень правильное решение.
Потому что в остальной части Ушгули строятся новые дома. Бетон, пластик, металл. Без утверждений и согласований.
И конечно, вразрез с привычным архитектурным стилем. Поэтому и выбрали жилье тут, в самой красивой части общины.

Гостевой дом Олдхаус семьи Нижарадзе я от души рекомендую! Хозяйка Нани прекрасно готовит, ей помогают четверо дочерей. Хозяину дома - Георгию или сокращенно, Гиа, помогают два сына. Транспорт, лошади - все помогут и подскажут.
Однажды устроили одному парню, туристу из моей группы, возможность пострелять из ружья. Нэ праблэма! ))

Тут всегда теплый прием, душевный подход и самая вкусная сванская соль. А в этом я спец. За пять лет наверно, уже пуд соли перепробовал!

В зависимости от планов строим путь. Можно сходить к подножью горы Шхара на ледник и озеро Намквани.
Можно посетить три музея и храм Святой Марии - Ламария. Там сохранились древние фрески.

А мы следующим утром расстаемся с хозяевами и отправляемся снова в горы. Поднимаемся на перевал Горваши.
В этот раз высота +200 к достигнутой, целых 2900 м и дальнейший путь ведет по хребту с горными озерами.
Этим летом в двух походах хребет накрывало облаками, но виды все равно удивительны!

Однажды мы прошли этот путь по снегу. Это было непередаваемо круто!
Сложно, но по солнечной погоде. Рассказ о том походе хранится тут. Те же горы, но все в снегу. Потому что июнь!
А в этот раз нас вымочил дождь. Холодный, с градом, все как в настоящем приключении! ))

Отогревались на соседнем перевале Латпари в продуваемом всеми ветрами домике, зато у печки. Самые замерзшие отведали грузинской чачи и на радостях сожгли носки. Так получилось. Чача - огонь! Хозяева лачуги хотели отвезти нас вниз, но их машина стояла без бензина. Потом они слили остатки топлива из бензопилы и настойчиво предлагали ехать, но на сколько хватило бы тех 4-х - 5-ти литров? Вряд ли дотянули бы до места. А тянуть там прилично, около 12 километров.
У нас была заранее заказана машина, но по такой погоде мы прибежали раньше срока на 3 часа, практически не отдыхая на Сванетском хребте. Связаться с водителем не удалось, и двигаться вниз своим ходом было лучшим решением.
Километров за 5 до финиша нас таки догнал наш транспорт и девять человек поместились в черный внедорожник.
Мы вдвоем ехали в багажнике полусидя - полулежа. Незабываемое приключение.

Потом снова сванский стол, душ, мягкие кровати...
Разговоры, впечатления...
Переезд в пещеру Прометея, ночевка в лучшем гостевом доме Кутаиси. Про это я уже не раз писал, мои подписчики знают историю про гостевой дом семьи Харабадзе. Если интересно - тыц!

Потом море, Батуми, ботанический сад, фрукты...
А еще бывает, что
после похода мы ходим в баню - прекрасно расслабляет!
Но это уже совсем другая история! ))

В предыдущей записи я расскзал про мое крымское лето 2018, заходите почитать, буду рад комментариям!